Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Цветковская гимназия»
(МКОУ «Цветковская гимназия»)
ПРИНЯТ
Решением педагогического совета
МКОУ «Цветковская гимназия»
Протокол №1
От 31.08.2022 г.
УТВЕРЖДАЮ
И.о. директора МКОУ
«Цветковская гимназия».
___________Ш.А. Пирмагомедов
Приказ № 120-од от 31.08.2022 г.
Положение
о внутренней системе оценки качества при реализации адаптированных
основных образовательных программ, адаптированных основных
общеобразовательных программ
1.
Общие положения
1.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом образовательной
организации (далее – ОО), регулирующим внутреннюю систему оценки качества образования
(далее – ВСОКО) при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ
начального, основного, среднего общего образования (далее – АООП) и закрепляющим порядок и
направления оценки качества реализации АООП (далее – Положение).
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения России от
22.03.2021 № 115;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом
Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 (далее – ФГОС НОО ОВЗ);
Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным
приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 (далее – ФГОС О у/о);
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утвержденным приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 (далее –
ФГОС ООО);
Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего
образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (далее – ФГОС
СОО);
Порядком
проведения
самообследования
образовательной
организацией,
утвержденным приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 № 462;
локальными нормативными актами ОО.
1.3. Целью ВСОКО при реализации АООП является установление соответствия содержания
разработанных в ОО АООП, фактических условий и достигнутых результатов реализации АООП
требованиям действующих федеральных государственных образовательных стандартов для
принятия обоснованных управленческих решений по повышению качества образования
обучающихсяс ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ).
1.4. Задачи ВСОКО при реализации АООП:
формирование единой системы диагностики и контроля качества образования при
реализации АООП;
организация и проведение процедур и/или мероприятий контроля и оценки качества
образовательной деятельности, оценки образовательных результатов освоения АООП, оценки
условий реализации АООП на основе требований ФГОС ДО, ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС ООО,
ФГОС СОО, ФГОС О у/о (далее – ФГОС1);
обеспечение повышения качества образования обучающихся с ОВЗ.
1.5. Принципы и функции ВСОКО при реализации АООП определяются локальным актом,
регулирующим вопросы системы оценки в ОО.
1.6. ВСОКО при реализации АООП включает оценку качества по следующим
направлениям:
качество образовательной деятельности;
качество образовательных результатов освоения АООП;
качество условий реализации АООП (кадровых, материально-технических, иных).
2. Организация ВСОКО при реализации АООП
2.1. ВСОКО при реализации АООП в ОО обеспечивают:
представители
административно-управленческого
персонала
(директор
ОО,
заместители директора);
педагогические
работники
ОО
(педагоги-организаторы
и/или
методисты,
к
функциональным
обязанностям
которых
относится
контроль
реализации
АООП в ОО);
педагоги,
специалисты
службы
психолого-педагогического
сопровождения,
реализующие АООП.
2.2. ВСОКО при реализации АООП осуществляется через следующие процедуры и/или
мероприятия:
самообследование;
внутренние мониторинги качества образования по направлениям ВСОКО при
реализации АООП;
оценочные
процедуры,
проводимые
общеобразовательной
организацией
самостоятельно: диагностические, контрольные работы и иные процедуры текущего контроля в
соответствии с локальным актом, регулирующим вопросы системы оценки в ОО;
процедуры
независимой
оценки
(оценочные
процедуры,
проводимые
на
федеральном
и
региональном
уровне),
участие
в
которых
возможно
для обучающихся с ОВЗ с учетом особых образовательных потребностей.
ОО планирует процедуры и/или мероприятия ВСОКО на основе реализуемых ФГОС с
учетом уровня образования.
2.3. Для оценки качества реализации АООП учитываются результаты и данные:
внешнего мониторинга образовательных достижений обучающихся с ОВЗ по итогам
процедур независимой оценки образовательных достижений;
внутренних мониторингов качества образования, проводимых в соответствии с
направлениями ВСОКО;
1
Здесь и далее под ФГОС понимается ФГОС ДО, ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС ООО, ФГОС СОО, ФГОС О у/о.
2
образовательной
статистики,
полученной
в
процессе реализации
плана
внутришкольного контроля;
результатов ОГЭ, ЕГЭ, ГВЭ;
данные промежуточной и текущей аттестации (триместровой/четвертной, полугодовой,
итоговой за учебный год), результаты внутреннего мониторинга образовательных достижений
обучающихся с ОВЗ;
данные по итогам посещения и анализа уроков, занятий по выбору, внеурочных
мероприятий, коррекционно-развивающих занятий и коррекционно-развивающих курсов;
результаты участия обучающихся с ОВЗ в предметных олимпиадах, творческих и
интеллектуальных конкурсах;
данные по итогам анализа деятельности специалистов психолого-педагогического
сопровождения обучающихся с ОВЗ и деятельности психолого-педагогического консилиума
(далее – ППк);
результаты аттестации и данные о повышении квалификации педагогических и
руководящих работников;
результаты анализа материально-технического обеспечения.
2.4. Для проведения процедур ВСОКО при реализации АООП по приказу директора ОО
формируются экспертные группы для оценки качества образовательной деятельности, оценки
образовательных результатов освоения АООП, оценки условий реализации АООП. В состав
экспертных групп включаются педагогические работники, имеющие необходимый уровень
образования и квалификации по направлению организации обучения и воспитания обучающихся с
ОВЗ.
Ответственность за организацию работы экспертных групп закрепляется приказом
директора ОО.
2.5. Состав экспертных групп, сроки проведения процедур и/или мероприятий ВСОКО при
реализации АООП определяются ежегодно и вносятся в план организации ВСОКО в соответствии
с локальными актами, регулирующими вопросы оценки качества образования в ОО.
2.6. Экспертная группа и/или ответственное лицо при подготовке к проведению
мероприятий и/или процедур ВСОКО осуществляет выбор форм, методов, инструментов оценки
на основе требований реализуемых ФГОС в рамках закрепленных полномочий.
3. Направления ВСОКО при реализации АООП
3.1. Оценка качества образовательной деятельности обеспечивается через организацию
и проведение процедур внутреннего мониторинга качества образования по следующим позициям:
мониторинг качества реализуемых АООП на соответствие требованиям реализуемых
ФГОС;
мониторинг качества психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ и
организации деятельности ППк;
мониторинг качества специальной индивидуальной программы развития (далее –
СИПР), индивидуальных учебных планов (далее – ИУП), индивидуальных образовательных
маршрутов (далее – ИОМ), реализуемых для конкретных обучающихся с ОВЗ;
мониторинг качества учебных занятий на предмет учета особых образовательных
потребностей обучающихся с ОВЗ и соответствия требованиям реализуемой АООП.
3.1.1. Мониторинг качества реализуемых АООП включает:
определение наличия АООП для всех нозологических групп обучающихся с ОВЗ (в
соответствии с предоставленными в ОО заключениями районной ПМПК) на официальном сайте
ОО;
оценку соблюдения структуры АООП в соответствии с требованиями реализуемых
ФГОС;
определение наличия и актуального содержания всех подпрограмм содержательного
раздела реализуемых АООП (в соответствии с требованиями ФГОС к структуре АООП);
3
определение наличия учебных планов для всех реализуемых АООП, включая
индивидуальные учебные планы, планы внеурочной деятельности для коррекционноразвивающего блока АООП;
оценку соответствия учебных планов и плана внеурочной деятельности в АООП
требованиям реализуемых ФГОС.
3.1.1.1. Мониторинг качества реализуемых АООП ежегодно организует и проводит
заместитель директора.
3.1.1.2. Мониторинг качества реализуемых АООП проводится в первой декаде сентября по
чек-листу, разработанному в ОО.
3.1.2. Мониторинг качества психолого-педагогического сопровождения обучающихся с
ОВЗ проводится ежегодно во второй декаде октября и последней декаде марта по чек-листу,
разработанному в ОО.
3.1.2.1. Мониторинг качества психолого-педагогического сопровождения обучающихся с
ОВЗ проводится в соответствии с планом ВСОКО и обеспечивает:
контроль деятельности ППк ОО;
оценку качества реализации ИУП и/или ИОМ обучающихся с ОВЗ;
контроль реализации коррекционно-развивающего блока АООП.
3.1.2.2. Контроль деятельности ППк ОО и контроль реализации коррекционноразвивающего блока АООП в рамках мониторинга качества психолого-педагогического
сопровождения обучающихся с ОВЗ проводится по следующим позициям:
определение наличия приказа директора об утверждении состава ППк ОО на текущий
учебный год (в сентябре);
определение наличия плана деятельности ППк ОО на текущий учебный год (в
сентябре);
определение соответствия содержания рекомендаций и заключений в протоколах
заседаний ППк ОО требованиям действующего в ОО локального нормативного акта о
деятельности ППк;
контроль выполнения рекомендаций ППк ОО;
контроль графиков работы специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое
сопровождение обучающихся с ОВЗ и реализующих коррекционно-развивающий блок АООП;
контроль реализации программ и курсов коррекционно-развивающего блока АООП.
3.1.2.3. Оценка выполнения рекомендаций ППк и оценка учета особых образовательных
потребностей обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями реализуемой АООП
осуществляется заместителем директора, специалистами службы психолого-педагогического
сопровождения в ходе посещения и анализа уроков для организованного наблюдения:
за организованной деятельностью обучающегося с ОВЗ во время учебного, внеурочного
занятия, в процессе его самостоятельной внеучебной деятельности;
за педагогической деятельностью учителя или специалиста на учебном занятии при
реализации АООП с целью определения соответствия применяемых педагогом методов и приемов
обучения (воспитания) индивидуальным особенностям обучающихся с ОВЗ, рекомендациям ППк.
3.1.2.4. Оценка качества СИПР, ИУП, ИОМ, реализуемых для конкретных обучающихся с
ОВЗ, являясь частью мониторинга качества психолого-педагогического сопровождения
обучающихся с ОВЗ, включает:
определение наличия СИПР, ИУП, ИОМ для конкретных обучающихся с ОВЗ;
оценку объема по количеству учебных часов и содержания курсов при реализации
коррекционно-развивающей области учебного плана АООП, включенных в СИПР, ИУП, ИОМ;
оценку содержания задач развития обучающегося, сформулированных в СИПР, ИОМ
педагогами и специалистами сопровождения на текущий учебный год, на предмет соответствия
планируемого результата индивидуальным психофизическим возможностям конкретного ребенка.
3.2. Оценка качества образовательных результатов обучающихся с ОВЗ,
осваивающих АООП.
4
3.2.1. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися с ОВЗ АООП является
достижение предметных и метапредметных результатов (в зависимости от варианта АООП –
только предметных результатов для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)) и достижение результатов освоения программы коррекционной работы в
соответствии с требованиями реализуемых ФГОС с учетом уровня образования.
3.2.2. Оценка результатов освоения АООП определяется настоящим Положением и
Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся.
Оценка предметных и метапредметных результатов включает проведение внешних и
внутренних диагностических процедур.
При оценке результативности реализации АООП определяется:
доля обучающихся с ОВЗ – победителей и призеров предметных олимпиад, творческих
и интеллектуальных конкурсов;
доля обучающихся с ОВЗ, успешно прошедших итоговую аттестацию в виде ОГЭ/ГВЭ;
доля обучающихся с ОВЗ, выбравших формат проведения ГИА в 9 и 11 классах в
формате ОГЭ/ЕГЭ, а не ГВЭ.
3.2.3. Обеспечивается оценка динамики результативности освоения АООП обучающимися
с ОВЗ.
3.2.4. Обучающийся с ОВЗ имеет право на прохождение текущей, промежуточной и
итоговой аттестации в иных формах с учетом особых образовательных потребностей.
3.2.5. ППк ОО определяет для каждого обучающегося с ОВЗ с учетом его особых
образовательных потребностей необходимые условия и способы адаптации контрольноизмерительных материалов (далее – КИМ) при проведении оценочных процедур.
3.2.6. Рекомендации ППк по созданию необходимых условий проведения оценочных
процедур закрепляют в протоколе:
потребность в особой форме организации аттестации (в малой группе,
индивидуальную, в привычной для обучающегося обстановке);
потребность в адаптации КИМ: упрощение формулировок в инструкции и в задании по
грамматическому и семантическому оформлению при сохранении требований к контролируемым
элементам содержания;
необходимость в увеличении времени на выполнение заданий (не более чем на 15
минут при продолжительности учебного занятия – 40 минут);
потребность в организации короткого перерыва (10 - 15 минут) при нарастании в
поведении обучающегося с ОВЗ проявлений утомления, истощения;
необходимость в присутствии тьютора (или ассистента-помощника) при проведении
процедуры контроля;
иные необходимые условия с учетом особых образовательных потребностей для
конкретного обучающегося с ОВЗ.
3.2.7. Мониторинг качества образовательных результатов обучающихся с ОВЗ,
осваивающих АООП, включает оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся с
ОВЗ. Форма представления динамики индивидуальных достижений определяется ОО
самостоятельно.
3.3. Оценка качества условий реализации АООП обеспечивается через организацию и
проведение процедур внутреннего мониторинга по следующим позициям: качество материальнотехнических условий, качество обеспечения кадровых условий.
3.3.1. Мониторинг качества материально-технических условий реализации АООП
включает:
оценку соответствия материально-технических условий, созданных в ОО при
реализации АООП, требованиям ФГОС для каждой нозологической группы;
оценку наличия архитектурной доступности среды для всех категорий обучающихся с
ОВЗ;
5
оценку наличия специально оборудованных кабинетов для проведения учебных и
коррекционных занятий;
оценку наличия специальных учебных пособий и электронных ресурсов для каждой
реализуемой АООП.
3.3.2. Мониторинг качества обеспечения кадровых условий реализации АООП включает:
оценку соответствия кадровых условий требованиям ФГОС;
оценку наличия специалистов психолого-педагогического сопровождения для
реализации коррекционно-развивающего блока АООП с учетом рекомендаций районного ПМПК;
оценку уровня подготовки педагогических работников, реализующих АООП, на
соответствие требованиям к кадровым условиям ФГОС;
оценку обеспечения непрерывного профессионального развития педагогических
работников.
3.3.3. Мониторинг материально-технических и кадровых условий организует и проводит
заместитель директора совместно с иными педагогическими работниками в соответствии с п. 2.4
настоящего Положения.
3.3.4. Мониторинг материально-технических и кадровых условий проводится два раза в
течение учебного года с применением чек-листа, разработанного в ОО на основе требований
ФГОС:
в последней декаде августа при подготовке к предстоящему учебному году;
в первой декаде апреля при подготовке материалов отчета по самообследованию.
4.
Результаты ВСОКО
4.1. Результаты ВСОКО могут быть обобщенными и персонифицированными.
4.2. Обобщенные результаты ВСОКО являются открытыми данными, они размещаются в
открытых источниках и могут быть использованы в работе всеми участниками образовательных
отношений.
4.3. К персонифицированным результатам ВСОКО относятся данные, полученные в ходе
проведения мониторинговых процедур по оценке образовательных достижений обучающихся с
ОВЗ:
результаты тематических контрольных процедур по разделам программы/курса;
результаты промежуточной аттестации;
результаты освоения коррекционно-развивающей области, результаты оценки
достижения задач обучающегося, поставленных в ИОМ, результаты оценки динамики
индивидуальных достижений обучающихся с ОВЗ.
4.4. Персонифицированные результаты ВСОКО носят закрытый характер и предназначены
для служебного пользования сотрудниками ОО, а также для обучающегося с ОВЗ и его родителей
(законных представителей). Такие результаты не публикуются в открытом доступе, сотрудники,
имеющие доступ к таким данным, строго следуют правилам хранения персональных данных.
4.5. По итогам мероприятий и/или процедур ВСОКО проводится обобщение полученных
результатов и данных, формируются аналитические материалы.
4.6. Аналитические материалы ВСОКО используются для принятия управленческих
решений по повышению качества образования обучающихся с ОВЗ.
6