25.10.2018
Приказы, команды
«Сейчас
же перестань!».
«Быстро
убери всё!».
«Замолчи,
чтобы больше я этого не слышал!».
В этих категоричных фразах ребёнок слышит
нежелание родителей вникнуть в его проблему, чувствует неуважение к его
самостоятельности. В ответ дети обычно сопротивляются, «бурчат», обижаются,
упрямятся.
Предупреждения,
предостережения, угрозы
«Смотри,
как бы не стало хуже».
«Ещё
раз это повторится, и я возьмусь за ремень».
«Не
придёшь вовремя, пеняй на себя».
Угрозы
бессмысленны, если у ребёнка неприятное переживание. Они лишь загоняют его в
ещё больший тупик.
При
частом повторении угроз, предупреждений,
дети к ним привыкают и перестают на них реагировать.
Мораль, нравоучения, проповеди
«Ты
обязан вести себя как подобает».
«Ты
должен уважать взрослых», и т. д.
Обычно дети из таких фраз не узнают ничего
нового. Ничего не меняется от того, что они слышат это в «сто первый раз». Они
чувствуют давление внешнего авторитета, иногда вину, иногда скуку, а чаще всего
всё вместе взятое. Дело в том, что моральные устои и нравственное поведение
воспитываются в детях не столько словами, сколько атмосферой в доме, через
подражание поведению взрослых, прежде всего родителей.
Советы, готовые решения
«А
ты возьми и скажи…».
«По-моему, тебе нужно пойти и извиниться» и т.
д.
Каждый раз, советуя что-либо ребёнку, мы как
бы сообщаем ему, что он ещё мал и неопытен, а мы умнее его и наперёд всё знаем.
Иногда такая позиция родителей раздражает детей и не оставляет желания
рассказать больше о своей проблеме.
Критика, выговоры, обвинения
«На
что это похоже!».
«Опять
всё сделала не так!».
«Всё
из-за тебя!» и т.д.
Никакой воспитательной роли такие фразы
сыграть не могут. Они вызывают у детей либо активную защиту: ответное
нападение, отрицание, озлобление; либо уныние, подавленность. Разочарование в
себе и в своих отношениях с родителями. У ребёнка формируется низкая
самооценка: он начинает думать, что он и в самом деле плохой, безнадёжный,
неудачник. А низкая самооценка порождает новые проблемы.
Обзывание, высмеивание
«Не
будь лапшой».
«Какой
же ты лентяй».
«Ну,
просто дубина!» и т. д.
Всё это – лучший способ оттолкнуть ребёнка и
«помочь» ему разувериться в себе.
Советы психолога
· Если
ребёнок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему
об этом.
· Когда
вы говорите о своих чувствах ребёнку, говорите от первого лица. Сообщите о
себе, о своём переживании, а не о нём, не о его поведении.
· Чтобы
избегать излишних проблем и конфликтов, соизмеряйте собственные ожидания с
возможностями ребёнка.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 25.10.2018
Дата публикации: 25.10.2018