Программа Минобрнауки РД «Качество дополнительного образования»

01.01.2017

Дополнительное образование детей (механизмы повышения качества программ дополнительного образования детей)

«Качество дополнительного образования»

Этап 1: общественно-экспертное обсуждение Программы

Этап 2: формирование и утверждение Программы

Этап 3: реализация утвержденной Программы

Порядок работы

Проведенный анализ качества работы организаций дополнительного образования детей показал необходимость проведения незамедлительной работы по обеспечению необходимого качества работы таких организаций.

В целях организации данной работы Министерством образования и науки Республики Дагестан (далее – Министерство) и экспертным сообществом предложено проведение работы по повышению качества программ дополнительного образования детей.

В целях обеспечения максимально детальной проработки механизмов реализации данной задачи определены следующие этапы работы:

Этап 1: общественно-экспертное обсуждение Программы

Этап 2: формирование и утверждение Программы

Этап 3: реализация Программы

На этапе 1 проводится общественно-экспертное обсуждение ключевых задач и идей Программы.

На этом этапе Министерством и экспертным сообществом представлено описание целей и ключевых задач Программы, по которым должно быть сформировано экспертное мнение.

В целях общественно-экспертного обсуждения будут проведены следующие мероприятия:

1. Создание Экспертного совета по обсуждению Программы

2. Формирование рабочих групп по всем ключевым задачам Программы

3. Проведение социологических опросов по проблематике Программы

4. Проведение обсуждений всех проектов на площадках в муниципалитетах

5. Размещение программы на сайте Минобрнауки РД и создание

краудсорсинговой платформы для обсуждения

6. Формирование концепции и дорожной карты реализации Программы

7. Рассмотрение концепции и дорожной карты на Экспертном совете по

направлению, на заседании Общественного совета Минобрнауки РД

Модератором обсуждения программы является Дагестанский государственный технический университет.

Итогом этапа 1 является аналитический доклад Экспертного совета по представленным целям и ключевым задачам Программы.

Аналитический доклад должен содержать следующие разделы:

1) оценка Экспертного совета проблем качества образования;

2) заключение Экспертного совета по всем ключевым целям и задачам Программы;

3) заключения общественных советов муниципальных образований по всем ключевым целям и задачам Программы

4) заключение Общественного совета Минобрнауки РД

На 2 этапе проводится формирование и утверждение Программы.

Программа подлежит утверждению Правительством Республики Дагестан.

Формирование Программы осуществляется Научно-координационным советом Министерства образования и науки Республики Дагестан на основании аналитического доклада Экспертного совета по обсуждению Программы.

В состав Научно-координационного совета Министерства входят ученые и специалисты в соответствующих областях знаний, представители предпринимательского сообщества, общественных, в том числе молодежных, объединений, а также представители заинтересованных органов исполнительной власти.

Состав Научно-координационного совета утверждается распоряжением Правительства Республики Дагестан.

Основными задачами Научно-координационного совета являются внесение предложений и рассмотрение тематики программных проектов, формирование Программы.

Итогом этапа 2 является решение Правительства Республики Дагестан об утверждении Программы.

На этапе 3 проводится реализация утвержденной Правительством Республики Дагестан программы.

Руководителем Программы является Министр образования и науки Республики Дагестан, который несет персональную ответственность за ее реализацию, конечные результаты, а также определяет формы и методы управления реализацией Программы.

Министерство образования и науки Республики Дагестан как координатор Программы в ходе ее выполнения:

осуществляет координацию деятельности по эффективной реализации мероприятий Программы ее участниками, а также анализ использования средств Республики Дагестан и средств внебюджетных источников;

разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные (индивидуальные) правовые акты (локальные акты), необходимые для выполнения Программы;

подготавливает аналитические материалы о ходе реализации Программы;

осуществляет ведение ежеквартальной отчетности реализации Программы;

подготавливает при необходимости в установленном порядке предложения об уточнении мероприятий Программы на очередной финансовый год, уточняет затраты на реализацию мероприятий Программы, а также механизм ее выполнения;

несет ответственность за своевременную и качественную реализацию Программы, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;

организует внедрение информационных технологий в целях управления реализацией Программы и контроля за ходом выполнения ее мероприятий;

организует размещение на официальном сайте Министерства образования и науки Республики Дагестан в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о ходе и результатах реализации Программы, финансировании ее мероприятий, привлечении средств внебюджетных источников, проведении конкурсов в рамках Программы, а также о порядке участия в ней инвесторов.

В ходе реализации Программы научно-координационный совет осуществляет:

рассмотрение материалов о ходе реализации программных мероприятий и предоставление рекомендаций по их уточнению, а также рассмотрение итогов реализации Программы;

контроль соответствия проектов Программы формальным требованиям к методологии и содержанию мероприятий Программы;

выявление технических и организационных проблем в ходе реализации Программы и разработка предложений по их решению.

Итогом этапа 3 является исполнение Программы.


Описание целей и ключевых задач программы, по которым должно быть сформировано экспертное мнение

Цели программы

- Программа ориентирована на формирование в Республике Дагестан общереспубликанских школ дополнительного образования детей. На первом этапе предлагается создание школ дополнительного образования по направлениям: «Искусства», «Спорт», «Наука», «IT-школа», «Инженерное дело», «Ремесла», «Культура», «Живая планета», «Моя Россия», «Мир вокруг».

Понятия

Общереспубликанская школа дополнительного образования детей – единое информационно-образовательное пространство, функционирующее на территории всей Республики Дагестан и включающее в себя базовые и рабочие дополнительные образовательные программы, а также стандарт.

Цели создания общереспубликанских школ:

- обеспечение качества образования в соответствии с установленными нормативными требованиями (федеральные государственные образовательные стандарты, образовательные стандарты, федеральные государственные требования);

- обеспечение соответствия качества образования требованиям обучающихся;

- обеспечение конкурентоспособности системы образования на страновом уровне.

Принципы функционирования школ:

- методологическая поддержка школы ведущими вузом страны– методическая поддержка содержания и технологии функционирования школы осуществляется вузом – методологом – ведущим вузом страны по направлению школы;

- наличие регионального оператора – школа функционирует при поддержке методологического координационного центра, создаваемого на базе регионального вуза либо центра по дополнительному образованию детей;

- стандартизация – образовательные организации, участвующие в проекте, работают по стандарту;

- единство - действие на общереспубликанском уровне;

Задачи программы

- формирование методологии создания общереспубликанских школ дополнительного образования детей;

- создание в пилотном режиме десяти общереспубликанских школ дополнительного образования детей:

«Искусства»

«Спорт»

«Наука»

«IT-школа»

«Инженерное дело»

«Ремесла»

«Культура»

«Живая планета»

«Моя Россия»

«Мир вокруг»

- формирование программы по созданию общереспубликанских школ дополнительного образования детей по иным направлениям.

Аналитика

Школа:

Физика:

По итогам 2016 года – только 16 % учащихся выбрали физику для сдачи ЕГЭ, при этом, 31 % из них (831 участник) не получили положительного результата и еще 59 % (1563 участника) получили результат от минимального балла до 50 баллов.

Количество вакансий учителей физики – 24,1 ставки.

Профильная математика:

По итогам 2016 года – 44 % учащихся выбрали профильную математику для сдачи ЕГЭ, при этом, 24 % из них (1811 участников) не получили положительного результата и еще 62 % (4574 участника) получили результат от минимального до 50 баллов.

При этом, количество вакансий учителей математики – 52,7 ставок.

Информатика:

По итогам 2016 года – только 3 % учащихся выбрали информатику для сдачи ЕГЭ, при этом, 63 % из них (359 участников) не получили положительного результата и еще 21 % (120 участников) получили от 24 до 50 баллов.

Количество вакансий учителей информатики – 24,0 ставки.

Дополнительное образование детей:

В настоящее время система дополнительного образования детей не ориентирована на поддержку интересов по сферам наук – отсутствуют программы по физике, математике, этнокультурному направлению.

Необходимо формирование в системе дополнительного образования детей программ по развитию дополнительных знаний и заинтересованности детей в предметах школьной программы («занимательная физика», «занимательная математика», другие).

Качество преподаваемых в настоящее время программ не обеспечивает формирование у ребенка исследовательских навыков, творческого мышления, базовые действующие программы в целом предполагают массовую работы и не ориентируются на индивидуальные траектории.

Высшее образование:

Ряд ключевых организаций высшего образования, расположенных в Республике Дагестан, имеют значительный потенциал для поддержки и повышения качества образовательного контента по программам дополнительного образования детей, но реализуют его не системно, работая лишь с незначительным количеством организаций.


Статистика

Общие параметры системы:

В Республике Дагестан функционирует:

1454 общеобразовательные организации;

352 образовательные организации дополнительного образования детей;

64 профессиональные образовательные организации;

39 организаций высшего образования.

Охват детей и молодежи (от 5 до 18 лет) дополнительным образованием составляет 360,5 тысяч детей (57,8 %).

При этом приоритетными по численности занимающихся являются следующие направления:

- спортивное (44 % обучающихся);

- художественное (19 % обучающихся);

- туристско-краеведческое (16 %);

- эколого-биологическое (11 % обучающихся);

- научно-техническое (10 %).


Описание ключевых задач

1. Формирование методологии создания общереспубликанских школ дополнительного образования детей

В рамках реализации Программы должна быть сформирована методология создания общереспубликанских школ дополнительного образования детей.

Базовыми этапами решения указанной задачи будут:

1) Определение миссии, функциональной архитектуры, инфраструктуры и методологии функционирования школы;

2) Утверждение стандарта функционирования школы;

3) Разработка пакета документации, необходимого для создания школы;

4) Программа внедрения и сопровождения школы.

В рамках обсуждения Программы под миссией общереспубликанской школы дополнительного образования детей предлагается понимать развитие творческих, исследовательских способностей детей и формирование способов их личностного развития.

Функциональная архитектура школы должна включать:

- программу дополнительного образования:

а) учебный план и программа работы в рамках организации дополнительного образования, общеобразовательной организации;

б) стандарт работы по программе (требования к оснащению, применяемым образовательным технологиям);

- самостоятельную работу:

а) программа дистанционного обучения (учебный план);

б) электронный образовательный ресурс школы;

- систему выявления талантов

а) олимпиадное движение по предметной области;

- систему поддержки интереса к сфере работы школы:

а) конкурсы по предметной области;

б) фестивали (фестиваль науки, искусств, ремесел, другие).

Инфраструктура школы должна включать следующие элементы:

- вуз-методолог;

- региональный оператор;

- опорные школы;

- опорные организации дополнительного образования детей;

- электронный образовательный ресурс;

- учебно-методический комплекс.

Утверждение стандарта функционирования школы

Стандарт функционирования школы должен определить требования ко всем элементам школы для каждого участника, включая требования:

- взаимодействию с вузом-методологом и региональным оператором;

- к оснащению;

- к содержанию программ;

- к образовательным технологиям;Хочу такой сайт

- к дизайну среды;

- к бренду школы

- к олимпиадному движению;

- к конкурсному движению;

- к аккредитации региональным оператором.

Разработка пакета документации, необходимого для создания школы

В рамках Программы должен быть сформулирован состав документации по созданию школы и ее содержание.

Программа внедрения

Программа внедрения предполагает в обязательном порядке проведение следующих мероприятий:

- дорожную карту по созданию школы;

- образование управленческой команды;

- утверждение стандарта;

- разработку всех элементов функциональной архитектуры школы;

- определение инфраструктуры школы;

- разработку программы повышения квалификации;

- проведение повышения квалификации.

2. Создание в пилотном режиме десяти общереспубликанских школ дополнительного образования

В рамках Программы планируется создание в пилотном режиме в 2017 году, а в последующем – в полном функционале общереспубликанских школ дополнительного образования по 10 направлениям:

«Искусства»

«Спорт»

«Наука»

«IT-школа»

«Инженерное дело»

«Ремесла»

«Культура»

«Живая планета»

«Моя Россия»

«Мир вокруг».

Каждая школа предполагает различные ступени обучения в зависимости от уровня подготовленности обучающегося. В каждой школе будут определены свои ступени в зависимости от специфики школы.

В рамках пилотного режима по каждой школе должно быть выбрано не менее 3 опорных образовательных организаций, при этом реализация разработанных по школе программ должна быть внедрена во все организации дополнительного образования детей уже в 2017 году.

Школа по направлению «Искусства» предполагает включение следующих направлений:

- изящные искусства (живопись, скульптура, архитектура, музыка);

- театр, опера, эстрада, цирк;

- литература, фотография.

Школа по направлению «Спорт» предполагает включение основных спортивных направлений:

- спортивная подготовка;

- общефизическая подготовка и лечебная физкультура.

Направления будут выработаны в ходе экспертного обсуждения.

Школа по направлению «Наука» предполагает включение следующих направлений:

- науки о жизни;

- точные науки;

- науки об обществе.

Школа по направлению «IT-школа» предполагает включение следующих направлений:

- программирование;

- робототехника;

- киберспорт.

Школа по направлению «Инженерное дело» предполагает включение следующих направлений:

- разработка и конструирование;

- моделирование.

Школа по направлению «Ремесла» предполагает включение следующих направлений:

- народные ремесла Дагестана;

- ремесла народов России;

- ремесла народов мира.

Школа по направлению «Культура» предполагает включение следующих направлений:

- мировые цивилизации;

- культура и традиции народов Дагестана;

- культура и традиции народов России.

Школа по направлению «Живая планета» предполагает разработку программы о Планете Земля, ее строении, развитии, факторах, влияющих на ее характеристики.

Школа по направлению «Моя Россия» предполагает разработку программы о России, ее истории, современном состоянии, о всех регионах страны и о Дагестане как одном из важнейших для России субъекте федерации.

Школа по направлению «Мир вокруг» предполагает разработку программы о профессиях, сферах деятельности, направленную на помощь обучающимся в выборе профессии или области работы после окончания школы.

В ходе экспертного обсуждения направления каждой программы могут быть доработаны.

3. Формирование программы по созданию общереспубликанских школ по иным направлениям

Программа предусматривает утверждение плана работ по созданию общереспубликанских школ по иным направлениям по итогам экспертной оценки.

Показатели и индикаторы реализации программы

На этапе экспертно-общественного обсуждения предлагаются следующие ключевые показатели и индикаторы Программы:

№ п/п

Показатель

Индикатор

1

Наличие методологии создания общереспубликанских школ дополнительного образования детей

Определены базовая миссия, функциональная архитектура, инфраструктуры и методология функционирования школы

Утвержден базовый стандарт функционирования школы

Разработан базовый пакет документации для создания школы

Разработана базовая программа внедрения и сопровождения школы

2

Созданы и функционируют школы по 10 направлениям:

«Искусства»

«Спорт»

«Наука»

«IT-школа»

«Инженерное дело»

«Ремесла»

«Культура»

«Живая планета»

«Моя Россия»

«Мир вокруг»

\

Сформирован региональный оператор школы

Разработан и используется учебный план и программа работы в рамках организации дополнительного образования, общеобразовательной организации;

Разработан и используется стандарт работы по программе (требования к оснащению, применяемым образовательным технологиям)

Разработан и используется электронный образовательный ресурс

Создано олимпиадное движение

Разработан комплекс конкурсов по направлению школы

Проводится фестиваль

По каждой школе определены 3 опорные организации – в 2017 году

Внедрено во всех организациях дополнительного образования детей

Количество участников (обучающиеся общеобразовательных организаций) программы в 2017 году -______

3

Формирование программы по созданию общереспубликанских школ по иным направлениям

Утвержден план работ по созданию общереспубликанских школ по иным предметным областям


План мероприятий по экспертно-общественному обсуждению программы (1 этап)

№ п/п

Мероприятие

Ответственный

Срок

1

Сбор заявок в состав Экспертного совета по обсуждению Программы

Минобрнауки РД

Дагестанский государственный технический университет

До 20 марта 2017 года

2

Утверждение состава Экспертного совета по обсуждению Программы

Минобрнауки РД

23 марта 2017 года

3

Рассмотрение ключевых идей Программы на заседании Общественного совета Минобрнауки РД

Общественный совет Минобрнауки РД

6 марта 2017 года

4

Размещение ключевых идей Программы и информации о ходе их обсуждения на сайте в сети «Интернет»

Минобрнауки РД

До 10 марта 2017 года

5

Проведение социологического исследования по сфере применения Программы

Минобрнауки РД

В период с 20 марта до 6 апреля 2017 года

6

Первое заседание Экспертного совета по обсуждению Программы

Экспертный совет

30 марта 2017 года

7

Создание рабочих групп

Экспертный совет

30 марта 2017 года

8

Заседания Экспертного совета по обсуждению Программы и рабочих групп

Экспертный совет

По графику

9

Рассмотрение ключевых идей Программы в муниципальных образованиях Республики Дагестан

Минобрнауки РД

Дагестанский государственный технический университет

Дагестанский институт развития образования

Органы управления образованием в муниципалитетах

По графику,

до 14 апреля 2017 года

10

Рассмотрение ключевых идей Программы на заседании общественных советов муниципалитетов

Минобрнауки РД

Дагестанский государственный технический университет

Дагестанский институт развития образования

Органы управления образованием в муниципалитетах

Общественные советы муниципалитетов

По графику,

до 14 апреля 2017 года

11

Представление аналитического доклада Экспертного совета по обсуждению Программы

Экспертный совет

до 25 апреля 2017 года

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 14.09.2018

Дата обновления: 04.10.2018

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».